Тревожность
Серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь и учёбу
ребенка,— ТРЕВОЖНОСТЬ. Она может
проявляться у одних детей только по отношению к сверстникам, у других — только
по отношению к взрослым, может проявляться и в обоих типах отношений.
Тревожность по отношению к сверстникам может выражаться в таких формах поведения:
· "играет героя", особенно когда
ему делают замечания;
· не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;
· склонен "прикидываться дурачком";
· слишком смел, рискует без надобности;
· заботится о том, чтобы всегда находиться в
согласии с большинством:
· навязывается другим, им легко управлять;
· любит быть в центре внимания;
· играет исключительно (или почти исключительно)
с детьми старше себя;
· хвастает перед другими детьми;
· паясничает (строит из себя шута);
· шумно ведет себя, когда воспитателя нет
рядом;
· подражает хулиганским выходкам других.
Обычно за тревожностью
стоят две возможные причины:
1. Ребенок испытывает недостаток
эмоциональной поддержки;
2. Ребенок испытывает
недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией, например: "Тебя заберет
милиционер"). Подумайте и прочувствуйте, чего конкретно может не
хватать именно вашему малышу, сделайте предположения и начните их проверять,
наблюдая за его реакцией: если вы угадали, он откликнется и повеселеет.
(Некоторые психологи считают, что ребенок инстинктивно знает, что ему может
помочь.)
Тревожность по отношению к взрослым состоит в беспокойстве и неуверенности —
интересуются ли им взрослые, любят ли его, в попытках обратить на себя внимание
и преувеличенном желании добиться любви взрослых. Все это может выражаться в
том, что ребенок:
· очень охотно выполняет свои обязанности;
· проявляет чрезмерное желание здороваться со взрослыми;
· слишком разговорчив,
докучает своей болтовней;
· очень часто приносит и показывает -воспитателю найденные им предметы, а также свои рисунки,
модели и т.д.;
· чрезмерно дружелюбен
по отношению к взрослым;
· постоянно нуждается в помощи и контроле со
стороны взрослых;
· добивается симпатии учителя, приходит к нему
с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами и делами;
· полностью устраняется, если его усилия не
увенчиваются успехом;
· чрезмерно озабочен
тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии;
· рассказывает фантастические, вымышленные
истории;
· пытается "монополизировать"
взрослых (занять их исключительно своей особой).
Часто такой тип поведения не беспокоит родителей и воспитателей,
потому что с таким ребенком "удобно":
в силу своей неуверенности в себе, он старается заслужить у взрослых
признание. Но эта эмоциональная зависимость от других людей сохранится и
тогда, когда ребенок вырастет.
Чтобы помочь такому ребенку, необходимо создать теплую атмосферу
взаимопонимания и доверительности, причем не только в
отношении к самому ребёнку, но и к другим членам семьи. Ребенок должен видеть и
чувствовать: любви достойны все, вне зависимости от того, взрослый это человек
или ребенок, молодой и сильный или больной старик. В каждого душу вложил сам
Бог, на жизни каждого из нас лежит печать гениального Создателя, и один только
этот факт должен служить достаточным основанием для внимательного отношения
друг к другу.
Тревожность у детей — явление не редкое и с возрастом, как
правило, проходит. Но если взрослые невнимательно относятся к детским страхам и
заботам, эти страхи и заботы не исчезают бесследно; возникают эмоциональные
комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.
Кроме обычной тревожности, встречается еще ряд симптомов, на
которые просто необходимо обратить внимание, а в серьезных случаях — даже
прибегнуть к помощи специалистов (психотерапевтов, психологов). Острота
симптомов может зависеть от возраста ребенка.
Вот эти
симптомы:
· ребенок заикается, запинается
("трудно вытянуть из него слово");
· говорит беспорядочно;
· часто моргает;
· бесцельно двигает руками, имеют место разнообразные
тики;
· грызет ногти;
· ходит подпрыгивая;
· сосет палец (старше 10 лет).
Можно дать и еще один общий совет тем, чей ребенок обладает
чертами тревожности: повысьте его самооценку. Позиция "я — хороший",
"ты — хороший" сама по себе уже является мощным противоядием от
любого вида тревожности. Чтобы помочь ребенку занять такую позицию или
сохранить ее, когда он пойдет в школу, попробуйте придерживаться следующих
правил:
1.
Никогда
не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие оценки
(оценки — это его
достижения, а не он сам);
2.
Выслушивайте
ВСЕ! Ребенку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
3.
Помните,
что ребенок, возможно, переживает сейчас кризис и нуждается в вашей поддержке.
4.
Верьте,
что он хочет хорошо учиться. Даже если это и не совсем так, ваша вера должна
передаться ему.
5. Будьте с ним вместе. Дом должен быть
безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи,
выносятся приговоры.
СОВСЕМ МАЛЕНЬКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как правило, детские проблемы — это проявление проблем,
имеющихся у родителей. Часто бывает трудно без посторонней помощи разобраться,
а тем более справиться с ними, нужен умный взгляд со стороны. Если вы
обнаружили у вашего малыша какие-либо стойкие проблемы личностного характера,
обратитесь к психологу.
Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества,
старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть. Это древняя
мудрость, проверенная веками и подкрепленная научными экспериментами, к ней
стоит прислушаться. И пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы
останетесь единственным, кто продолжает верить в вашего ребенка. Помните, что
сказал Паж Золушке: "Настоящая дружба делает чудеса". Мы добавим:
настоящая любовь — тоже. И это не просто слова из сказки это научно
обоснованное мнение психологов и педагогов.
Успехов вам и вашему ребенку!
У вас остались еще вопросы?
Тогда прочтите эти книги:
· Берне Р. "Развитие Я–концепции ребенка";
· Байярд Р., Байярд Дж. "Ваш
беспокойный подросток";
· Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова
Т. "Я хочу! . Психологическое сопровождение
· естественного развития маленьких детей";
· Джеймс М., Джонгвард Д.
"Рожденные выигрывать";
· Фромм А. "Азбука для родителей".
Для занятий с ребенком можно
использовать:
· Ильин A.M., Ильина Л.П. "Букварь XXI века";
· Белобрыкина О.А. "Маленькие волшебники" или На пути к
творчеству";
· "Учимся думать" из серии "Книжки для
талантливых детей и заботливых родителей"
· издательства "Сова";
· "Математика для малышей" издательства
"Финансы и статистика";
· "От Я до Яблочка", "Дом похож на букву Д" издательства "Аполлон" и другие книги.