Тревожность

 

Серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь и учёбу ребенка,—  ТРЕВОЖНОСТЬ. Она может проявляться у одних детей только по отношению к сверстникам, у других — только по отношению к взрослым, может проявляться и в обоих типах отношений.

Тревожность по отношению к сверстникам может выражаться в таких формах поведения:

·       "играет героя", особенно когда ему делают замечания;

·       не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

·       склонен "прикидываться дурачком";

·       слишком смел, рискует без надобности;

·       заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством:

·       навязывается другим, им легко управлять;

·       любит быть в центре внимания;

·       играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя;

·       хвастает перед другими детьми;

·       паясничает (строит из себя шута);

·       шумно ведет себя, когда воспитателя нет рядом;

·       подражает хулиганским выходкам других.

 

Обычно за тревожностью стоят две возможные причины:

1.    Ребенок испытывает недостаток эмоциональной поддержки;

2.    Ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией, например: "Тебя заберет милиционер"). Подумайте и прочувствуйте, чего конкретно может не хватать именно вашему малышу, сделайте предположения и начните их проверять, наблюдая за его реакцией: если вы угадали, он откликнется и повеселеет. (Некоторые психологи считают, что ребенок инстинктивно знает, что ему может помочь.)

 

Тревожность по отношению к взрослым состоит в беспокойстве и неуверенности — интересуются ли им взрослые, любят ли его, в попытках обратить на себя внимание и преувеличенном желании добиться любви взрослых. Все это может выражаться в том, что ребенок:

·       очень охотно выполняет свои обязанности;

·       проявляет чрезмерное желание здороваться со взрослыми;

·       слишком разговорчив, докучает своей болтовней;

·       очень часто приносит и показывает оспитателю найденные им предметы, а также свои рисунки, модели и т.д.;

·       чрезмерно дружелюбен по отношению к взрослым;

·       постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;

·       добивается симпатии учителя, приходит к нему с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами и делами;

·       полностью устраняется, если его усилия не увенчиваются успехом;

·       чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии;

·       рассказывает фантастические, вымышленные истории;

·       пытается "монополизировать" взрослых (занять их исключительно своей особой).

Часто такой тип поведения не беспокоит родителей и воспитателей, потому что с таким ребенком "удобно":  в силу своей неуверенности в себе, он старается заслужить у взрослых признание. Но эта эмоциональная зависимость от других людей сохранится и тогда, когда ребенок вырастет.

Чтобы помочь такому ребенку, необходимо создать теплую атмосферу взаимопонимания и доверительности, причем не только в отношении к самому ребёнку, но и к другим членам семьи. Ребенок должен видеть и чувствовать: любви достойны все, вне зависимости от того, взрослый это человек или ребенок, молодой и сильный или больной старик. В каждого душу вложил сам Бог, на жизни каждого из нас лежит печать гениального Создателя, и один только этот факт должен служить достаточным основанием для внимательного отношения друг к другу.

Тревожность у детей — явление не редкое и с возрастом, как правило, проходит. Но если взрослые невнимательно относятся к детским страхам и заботам, эти страхи и заботы не исчезают бесследно; возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.

Кроме обычной тревожности, встречается еще ряд симптомов, на которые просто необходимо обратить внимание, а в серьезных случаях — даже прибегнуть к помощи специалистов (психотерапевтов, пси­хологов). Острота симптомов может зависеть от возраста ребенка.

Вот эти симптомы:

·       ребенок заикается, запинается ("трудно вытянуть из него слово");

·       говорит беспорядочно;

·       часто моргает;

·       бесцельно двигает руками, имеют место разнообразные тики;

·       грызет ногти;

·       ходит подпрыгивая;

·       сосет палец (старше 10 лет).

 

Можно дать и еще один общий совет тем, чей ребенок обладает чертами тревожности: повысьте его самооценку. Позиция "я — хороший", "ты — хороший" сама по себе уже является мощным противоядием от любого вида тревожности. Чтобы помочь ребенку занять такую позицию или сохранить ее, когда он пойдет в школу, попробуйте придерживаться следующих правил:

1.    Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие оценки (оценки это его достижения, а не он сам);

2.    Выслушивайте ВСЕ! Ребенку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.

3.    Помните, что ребенок, возможно, переживает сейчас кризис и нуждается в вашей поддержке.

4.    Верьте, что он хочет хорошо учиться. Даже если это и не совсем так, ваша вера должна передаться ему.

5.    Будьте с ним вместе. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.

 

СОВСЕМ МАЛЕНЬКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как правило,  детские проблемы — это проявление проблем, имеющихся у родителей. Часто бывает трудно без посторонней помощи разобраться, а тем более справиться с ними, нужен умный взгляд со стороны. Если вы обнаружили у вашего малыша какие-либо стойкие проблемы личностного характера, обратитесь к психологу.

Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть. Это древняя мудрость, проверенная веками и подкрепленная научными экспериментами, к ней стоит прислушаться. И пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы останетесь единственным, кто продолжает верить в вашего ребенка. Помните, что сказал Паж Золушке: "Настоящая дружба делает чудеса". Мы добавим: настоящая любовь — тоже. И это не просто слова из сказки это научно обоснованное мнение психологов и педагогов.

 

Успехов вам и вашему ребенку!

 

У вас остались еще вопросы? Тогда прочтите эти книги:

·       Берне Р. "Развитие Я–концепции ребенка";

·       Байярд Р., Байярд Дж. "Ваш беспокойный подросток";

·       Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. "Я хочу! . Психологическое сопровождение

·       естественного развития маленьких детей";

·       Джеймс М., Джонгвард Д. "Рожденные выигрывать";

·       Фромм А. "Азбука для родителей".

Для занятий с ребенком можно использовать:

·       Ильин A.M., Ильина Л.П. "Букварь XXI века";

·       Белобрыкина О.А. "Маленькие волшебники" или На пути к творчеству";

·       "Учимся думать" из серии "Книжки для талантливых детей и заботливых родителей"

·       издательства "Сова";

·       "Математика для малышей" издательства "Финансы и статистика";

·       "От Я до Яблочка", "Дом похож на букву Д" издательства "Аполлон" и другие книги.

 

Сайт управляется системой uCoz