Выбор профессии- сложный и долгий мотивационный процесс.
Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями
здоровья.
Факторы, которые необходимо учитывать при
организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
1) состояние здоровья, соотнесение его с требованиями
профессии;
2) знание своих личностных особенностей, возможностей и
способностей;
3) информированность о профессиональных деятельностях для
дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным
способностям и возможностям.
Профессиональная ориентация детей и
подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования
(в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных
нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в
процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические
трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее
подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное
окружение.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его
активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может
нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей.
Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ
является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных
психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое
профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой
активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической
зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной
чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо
предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной
активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление
веры в его силы и возможности.
В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные
формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально
значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные
роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные
формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с
результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также
учитываться специфика его основного нарушения.
В работе с подростками с ОВЗ нужно
придерживаться определенных принципов:
1) умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
2) терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их
надеждами опасениям;
3) безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
4) готовности к работе со специалистами смежных областей;
В процессе профориентации важным моментом является
формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к
деятельности, адекватной их возможностям.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип
соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и
возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и
имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы
самореализации в будущей профессиональной деятельности.
|