Кабинет профориентации

Новости

Документы

Рекомендации по профессиональному самоопределению

Тестирование

Путеводитель по профессиям

Профессия Учитель

Уроки по профориентации

Конкурсы/турниры/проекты

Дистанционное обучение

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Главную

Информация по профориентации для детей с ОВЗ

 

ГБПОУ ЛО "Бегуницкий агротехнологический техникум" проводит  ОБУЧЕНИЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и не имеющих основного общего образования: по профессии 17530 " Рабочий зеленого строительства”/срок обучения 1 год 10 месяцев/

БЕГУНИЦКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

Выбор профессии- сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

1) состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

2) знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

3) информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:

1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:

1) умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;

2) терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;

3) безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;

4) готовности к работе со специалистами смежных областей;

В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

 

 
 
 
 

При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:

1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;

2)отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;

3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;

4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.

Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута